Ранее в этом году Паоло Пеллегрин провел пять дней, документируя жизнь носорогов в заказнике Ол Педжета в Кении. «В этой истории, кажется, раскрыто все необходимое, — говорит он. — Это дикие и величественные животные, вторые по размеру млекопитающие в мире, но это последние два представителя своего вида». Если взглянуть на эти фотографии Наджин и Фату, то можно увидеть мир, который скоро перестанет существовать.
Эта пара белых носорогов — последние два представителя своего вида на планете; все из-за утраты естественной зоны обитания и многовековой охоты на носорожий рог. После смерти последнего самца в 2014 году возможность естественного рождения северного белого носорога была утрачена, однако ученые стараются сохранить ДНК этих животных. На этих минималистичных монохромных фотографиях и видео, созданных Паоло, можно увидеть тяжелую судьбу этих животных в сочетании с их удивительной силой и грацией — и это при весе в три тонны.
«В повседневной жизни мы не встречаемся с дикими животными, — говорит Паоло. — Некоторые заводят кошек, но это совершенно другое». Паоло — известный фотожурналист из агентства Magnum и обладатель множества премий, которые ему принесли созданные изображения на тему военных конфликтов и стихийных бедствий по всему миру. Недавно он обратил внимание на истории, связанные с экологическими катастрофами, — это сюжеты о таянии ледников, последствиях извержения вулканов и влиянии таких явлений на жизнь нашей планеты.
Функционально вымершие: последние северные белые носороги
Доверительные отношения
Чтобы получить такие изображения, Паоло необходимо было завоевать доверие носорогов. «Здесь нет места спешке или случайностям, — говорит он. — Просто лежишь на земле, чтобы они привыкли к твоему присутствию, и день за днем подбираешься чуть ближе, понемногу оказываясь внутри их личного пространства. Обычно фотографу хочется оставаться незаметным во время съемки, но в этом случае результат достигался именно через присутствие и связь с животными».
Два рейнджера, которые сопровождают животных и также присутствуют на некоторых фотографиях, поддержали его в попытках наладить контакт. «Они установили с ним эту квази-духовную связь, — говорит Паоло. — Было здорово видеть, как они общаются без слов, лишь жестами и небольшими, точными движениями».
Паоло также пригодился режим бесшумного спуска затвора на Canon EOS R5. «Я лежал на земле и фактически полз к ним сантиметр за сантиметром, — вспоминает он. — В полной тишине любой отвлекающий фактор мог спугнуть их, и бесшумный спуск затвора оказался крайне важен в работе».
У EOS R5, основной камеры Паоло, есть и другие преимущества. «Это компактная камера, а значит она не только легкая, но и делает ваш образ фотографа гораздо менее пугающим, — продолжает он. — Кроме того, она создает невероятные файлы изображений и предлагает удивительную фокусировку. Можно зафиксировать положение фокуса и отслеживать оба глаза людей или животных или переключаться между ними. Это действительно невероятная функция».
Есть ли у вас оборудование Canon?
По следам за объектом съемки
Паоло отправился в Кению вместе с журналистом, который занимался этой историей. Каждое утро он просыпался как можно раньше, чтобы жить в режиме животных. Было очень жарко, поэтому носороги подолгу принимали грязевые ванны, чтобы охладиться, а также ели траву и спали. Паоло поразило, в каких положениях эти животные спят.
«Это стало основной темой, особенно в видео, — говорит он. — Они никогда полностью не засыпают. Они близоруки, однако прекрасно слышат, поэтому во время сна их уши постоянно сканируют происходящее вокруг».
Они спали рядом, поэтому могли вдвоем следить за обстановкой на случай опасности. Такие моменты сна демонстрируют их зависимость друг от друга, а также чувство уязвимости. «Это был настоящий подарок для фотографа», — говорит Паоло.
Другой взгляд
С наступлением темноты носорогов перемещали в другую область заказника. На третий или четвертый день съемок Паоло попросил у рейнджеров разрешения поехать вместе с животными. В той обстановке съемка проходила в совершенной иной атмосфере. «Может быть, дело было в темноте или в том, что я оказался в их личном пространстве, — рассказывает он. — Поездка была очень тревожной и дикой».
Многие фотографы работали с носорогами, но обычно съемки ведутся днем. Ночные фотографии, сделанные Паоло, позволяют увидеть их с совершенно иной стороны. В такой условиях стоит отдать должное впечатляющим возможностям съемки при слабом освещении камеры Canon EOS R5, с которой работает Паоло.
Минимализм на фото
«У нас, фотографов, существует особый взгляд на мир в прямоугольном формате, — говорит Паоло. — На протяжении многих лет я пытался заполнить этот прямоугольник как можно большим количеством информации и живых объектов. Все мои наставники стремились к сложным и выраженным композициям». Однако теперь он применяет обратный подход. «Можно сказать, что это фотография от обратного, которая ближе к скульптуре, — продолжает он. — Вы словно берете блок мрамора и понемногу убираете все лишнее, чтобы оставить самую суть».
Некоторые изображения создаются максимально крупным планом, и на них можно увидеть кожу носорога в мельчайших деталях. «Такие снимки буквально становятся пейзажными», — говорит Паоло об этих визуальных композициях, отражающих роль этих животных в их зоне обитания.
«Конечная цель — это достичь простоты!»
На съемки он взял с собой минимум оборудования — лишь камеру Canon EOS R5 и два объектива: Canon RF 28-70mm F2L USM и RF 70-200mm F2.8L IS USM. «Я 90% времени снимал на RF 28-70mm F2L USM — это определенно лучший объектив, с которым мне когда-либо доводилось работать, — говорит Паоло. — Он невероятно светосильный и позволяет создавать прекрасные, текстурные изображения».
С такой конфигурацией Паоло создал проект, сочетающий в себе фотографии носорогов с абстрактными изображениями их кожи крупным планом. Он старался «создавать изображения, которые не только эстетичны, но также вызывают у зрителя какие-то эмоции в отношении этих животных».
Съемка видеороликов
В последние годы Паоло все чаще экспериментирует с видео (см. выше). «Фотография накладывает целый ряд ограничений, — говорит он. — Некоторые ее преимущества складываются в том числе за их счет, поскольку фото требуют от пользователя активного взаимодействия. Однако во многих ситуациях, например на войне, где звук разрывающихся снарядов буквально оглушает, его не удастся передать с помощью статичных композиций».
Новый проект стал одной из таких ситуаций. «На фотографиях, где они спят, они выглядят максимально спокойными, однако на видео можно заметить нечто интересное, — продолжает он. — Можно услышать, как жужжат насекомые, а ветер колышет траву и листья». Сочетание фотографий и видео позволило Паоло рассказать историю с разных ракурсов.
Устройства Canon для гибридной съемки позволяют эффективно применять многогранный мультимедийный подход к проектам. «Сначала у меня появилась камера, которая предлагала целый ряд возможностей, — говорит Паоло. — И я даже не знал, как все это использовать. С каждым последующим поколением эти функции становятся все доступнее. И стоит использовать их преимущества. Фотография меняется с развитием технологий. Теперь у нас есть инструменты, которые предлагают создание превосходных видео и фотографий, и это действительно здорово».
В последний из пяти дней носороги настолько доверились Паоло, что он смог подойти к ним вплотную и потрогать их. «Это стало конечной точкой нашего путешествия, а касание — буквально жестом прощания», — говорит он.
Не все из нас могут оказаться так близко к этим животным. Однако через изображения мы можем испытать тот же восторг, что испытал фотограф при встрече с ними. Сохранение видов — это, прежде всего, забота. Угроза вымирания может показаться чем-то абстрактным, и большинство людей не думают об этом на регулярной основе, поскольку не видят диких животных в повседневной жизни, однако запечатленные фотографом истории о дикой природе напоминают нам, насколько важно бороться за те виды, что продолжают жить на планете. Время северных белых носорогов подошло к концу, однако фотографии — включая те, что сделал Паоло, — помогут нам помогать другим видам, находящимся под угрозой вымирания, а не просто наблюдать за тем, как они навсегда покидают нас.
Похожие статьи
Брент Стиртон рассказывает о жестокой схеме торговли носорожьим рогом
В мире осталось менее 30 000 носорогов, и проект Брента Стиртона «Страсти по рогоносцам» проливает свет на их трудное положение.
История создания фильма «Выход»
Евгения Арбугаева рассказывает о создании номинированного на «Оскар» короткометражного документального фильма, о выборе оборудования, а также о своей любви к фото- и видеосъемке.
«Напечатанная фотография — это лучший способ привлечь внимание людей к проблеме».
Фотограф-натуралист Максим Алиага борется за спасение орангутанов. Узнайте, какую роль его потрясающие фотоработы играют в защите дикой природы.
Брент Стиртон: фотографии в поддержку сохранения видов
Удостоенный множества наград фотожурналист рассказывает о своей мотивации к созданию историй о дикой природе, о своем оборудовании и важности освещения истории в мельчайших подробностях.